От мызы Рябово до Охтенских пороховых заводов
От Всеволожска до Ржевки и Пороховых по Рябовскому шоссе это рядом.
Название «Рябовская дорога» закрепилось с начала XIX века. Начиналась она от Охтенских пороховых заводов (нынешней улицы Коммуны), а в районе станции Ржевка переходила в современную трассу «Дорога Жизни» и заканчивалась у мызы Рябово. Рядом с Рябовской дорогой была построена железная дорога узкоколейка.
Рябовская дорога частично утратила своё историческое название, теперь это «Дорога Жизни» — Ржевский коридор блокады 1941-1944 годов. История внесла свои значимые коррективы, но мы не забываем далёкое прошлое, повторим и вспомним, что знаем, будем искать знаки седой старины, продвигаясь от бывшей станции Рябово, через Приютино, к «Александровским Воротам» на реке Охте и бывшим пороховым заводам.
Как известно, узкоколейная железная дорога общего пользования была построена и введена в эксплуатацию в нашей местности 14 сентября 1892 года. Регулярное движение было открыто 1 октября 1892 года. Основной инициатор и инвестор строительства был барон Павел Леопольдович Корф.
Наш обзор начинается от бывшей станции Рябово Ириновской железной дороги. Она была расположена во Всеволожске на пересечении Октябрьского проспекта и железнодорожной улицы, примерно там, где сейчас находится универсам «Пятёрочка».
Карта верстовка 1893 год.
В ту пору на месте строительства станции, не было ни каких поселений. В 2-х верстах от станции Рябово располагалась деревня Румболово 33 дома и мыза Рябово, которая принадлежала старинному дворянскому роду Всеволожских. Смотрите выше на карте верстовке 1870-1890 годов.
С приходом железной дороги в этих местах началось активное дачное строительство. Павел Александрович Всеволожский — статский советник, почётный мировой судья, являлся одним из инвесторов строительства Ириновской железной дороги и двух дачных посёлков. Позже из них образовался посёлок, а потом город Всеволожск.
Фото станции Рябово. 1900 год.
Рядом с бывшей станцией Рябово расположено старое лютеранское кладбище. Правда, старинные могилы не сохранились.
На фото братская могила на старинном лютеранском кладбище около бывшей станции Рябово времён фашисткой блокады Ленинграда.
По рассказам очевидцев тех лет, на станции Мельничный Ручей во время блокады часто стояли вагоны с трупами умерших от голода, вывезенными из Ленинграда для захоронений. Возможно, на старом лютеранском кладбище их и хоронили.
Далее железная дорога шла по нынешнему Октябрьскому проспекту и в месте пересечения с Всеволожским проспектом находилась платформа станции Всеоложская. Одним из инвесторов строительства была жена предводителя дворянства Шлиссельбургского уезда Санкт-Петербургской губернии П. А. Всеволожского — Елена Васильевна Всеволожская. Именно по её требованию железная узкоколейка прошла именно по этому маршруту.
Здание вокзала до наших дней не сохранилось, искренне жаль….
Как говорят «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». Соседнее здание тех же лет постройки очень похоже, по стилю выглядело примерно так же.
Из видимых знаков старины здесь сохранились фасад здания купца Хомякова да дом купца К.Ф. Штейнмейераа, в котором сейчас находится редакция газеты «Невская Заря».
Далее узкоколейка шла по нынешнему Октябрьскому проспекту и за рекой Луппа была отстроена платформа «Христиновка» (рядом с нынешней станцией Бернгардовка), а в месте пересечения Христиновского прспекта и улицы Ивановской находилась платформа Марьино.
То место, где была платформа Марьино, указана синим крестом
За тем железная дорога шла по Христиновскому проспекту до места, где сейчас расположен «Дом Ребёнка» и далее в сторону усадьбы «Приютино» через лесной массив. Пешеходная тропа на месте бывшей узкоколейки существует до сих пор.
Следующая станция Приютино. Она находилась между тем место, где сейчас располагается станция техобслуживания автомобилей на Дороге Жизни и СНТ «Гранит»(ближе к садоводству). Рядом находится усадьба Приютино. Сохранилась до наших дней.
Про усадьбу Приютино немного подробнее…
Первым её владельцем был директор Публичной библиотеки, президента Академии художеств А. Н. Оленинн.
В 1795 году он, на приданое жены, Елизаветы Марковны Олениной (в девичестве Полторацкая), купил участок земли у барона Густава Фридрикса
Усадьба Приютино. Вид от Рябовской дороги.
Алексей Николаевич Оленин.
Государственный секретарь, Действительный тайный советник, президент (с 1817) Академии художеств.
Усадебный дом. Сейчас в нём находится музей.
Молочный погребок в стиле ротонды.
Приютинская кузня.
Мыза Приютино была построена в 1805 году, а сама усадьба и два господских дома с хозяйственными постройками строились довольно долго, до 1820-го года.
25 лет прошло с момента покупки земли до окончания строительства, много воды утекло за это время, много событий произошло в семье Олениных…
Погиб в Бородинском сражении сын Олениных Николай.
В усадебном парке есть место, где ещё юный Коля посадил молодой дубочек.
Дерево прижилось и росло, но после его смерти при Бородино, оно засохло…
На этом месте поставили памятник — пирамидку.
В усадьбе Приютино гостили у Олениных известные и авторитетные люди. В ней часто бывали поэты А.С.Пушкин, К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский, А. Мицкевич, Н. М. Рубцов Художники В. Л. Боровиковский, Карл и Александр Брюлловы, А. Г. Венецианов, Г. Г. Гагарин, О. А. Кипренский, И. П. Мартос, Ф. Г. Солнцев, Ф. П. Толстой, композиторы и музыканты Матвей и Михаил Виельгорские, М. И. Глинка, А. Ф.
После смерти Е. М. Олениной в 1841 году, усадьба была продана надворному советнику, Фердинанду Матвеевичу Адамсу.
Последний её владелец потомственный почётный гражданин Мартын Александрович Краузе в 1911 году продал имение Приютино сельскохозяйственному товариществу прибалтийских дворянских имений «Помещик». .
В годы блокады Ленинграда , в усадьбе Олениных Приютино находился штаб 8-й минно-торпедной авиационной дивизии.Там же рядом, между Рябовской дорогой (Дорога Жизни) и железной дорогой находился секретный аэродром морской авиации КБФ. С этого аэродрома летали морские лётчики 51-го минно-торпедного полка.
В этом месте установлен Памятный знак «Балтийские крылья».
К западу от усадьбы Приютино, за речкой Луппа располагалась колония-выселок «Новая колония» поселение немецких колонистов.
«Новая Колония» за усадьбой Приютино была основана самими колонистами в 1857-м году, без участия государства, на купленной ими земле.
От колонии сохранился только один дом «новодел» на старинном фундаменте.
Мыза Новокрасная и деревня Анненская
Двигаемся дальше по Рябовской дороге в сторону Петербурга…
В 3-х километрах от Приютино находилась деревня Аненская и при реке Луппе и мыза Новокрасная.
Мыза Новокрасная с принадлежащими ей деревнями Анненская и Смольная появились в конце XVIII столетия. Владельцем их был генерал от инфантерии А. Д. Балашов.
В 1860-м году немецкими колонистами, выходцами из Новосаратовской волости было приобретено 750 десятинах земли.
Происходит основание немецкой колонии Ковалёво в мызе Новокрасная и рядом с ней колонии Смольная в деревне Анненская.
В 1893 году, согласно Военно-топографическая карта верстовке Санкт-Петербургской губернии , деревня Смольная насчитывала 12, колония Смольная — 16, а деревня Ковалёво (Анненская) — 28 крестьянских дворов.
В деревне Ковалёво(Аненская) была построена станция ириновской железной дороги. Железная дорога до Приютино была проложена рядом с мощёной булыжником Рябовской дорогой.
По данным, в 1926 году в колонии Ковалёво (Новокрасная) проживало 180 человек, из них все российские немцы; в колонии Смольная (Анненская) — 207 человек, все российские немцы.
Немецкое население Санкт-Петербурга и Ленинградской области имеет давнюю историю.
Первые немецкие колонисты появились под Петербургом в 1765 г.
Численность немецкого населения в Петербурге и окрестностях в 1910-м году составляла 46931 человек. После гонения на немцев в годы Первой мировой войны их численность сократилась до 11167 человек по данным 1920 года.
С первых дней войны в Ленинграде было введено военное положение. Немецкое и финское население было признано социально опасными и было подвергнуто депортации.
В 1942 году российские немцы колонии Ковалёво были эвакуированы в спецпоселения в другие регионы СССР.
Деревня Аненская (Ковалёво) и мыза Новокрасная не сохранилась до наших дней. Осталась только дорога, ведущая от Дороги Жизни на станцию Ковалёво.
На этом месте была деревня Анненская(Ковалёво). Дома стояли по обеим сторонам дороги. Впереди за Рябовской дорогой была железнодорожная станция Ириновской узкоколейки Ковалёво.
До 20-х годов прошлого века существовало ответвление от Ириновской узкоколейки в районе станции Ковалёво(деревня Анненская).
Путь узкоколейки проходил от станции Ковлёво(на этом месте сейчас мемориал Цветок Жизни), по территории ржевского артиллерийского полигона, через глухой Ковалёвский лес к пороховому погребу, это 1,2 километра в строну Приютино.
В годы «красного террора» Пороховой погреб использовался как тюрьма-накопитель.
Просека на месте ,где проходила узкоколейка к пороховому погребу.
Мемориал «Цветок Жизни» создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда.
Он имеет ещё один тайный смысл…
Находится на месте бывшей станции Ковалёво и дороге, ведущей к месту массовых расстрелов в годы «красного террора».
По этой железнодорожной ветке и по Рябовской дороге возили людей на расстрелы с 1918-го года. Здесь были расстреляны тысячи людей, в их числе оппозиционно настроенные к новой власти граждане: духовенство, дворяне, офицеры, интеллигенция, чиновники. Предполагают, что здесь был расстрелян в 1921-м году поэт Николай Гумилёв.
Старый пороховой погреб использовался,как тюрьма-накопитель.
Перед нами мост через речку Луппа, это граница между бывшим Шлиссельбургским уездом и Петербургом.
За рекой остаётся урочище деревня Анненская и то место, где была мыза Новокрасная.
Построек не сохранилось, только старые липы выдают её месторасположение.
Впереди начинается Ржевская слобода. Строиться она начала в 30-х гг. XVIII в.
Граничила она с землей охтинских поселян. Говорят, что некий капитан Ржевский владел землёй в этом месте, вот и закрепилось его фамилия за названием слободы.
В 1820-м году по приказу военного министра Аракчеева Алексея Андреевича в Ржевской слободе было организовано военное поселение.
Было выстроено много конюшен и казарм для солдат. В середине XIX в.эти здания были переданы для размещения солдат – охранников Охтинского порохового завода.
До наших дней от того поселения сохранилось некоторые здания. Это одноэтажные дома из добротного кирпича. И некоторые дома сохранились столь хорошо, что в них сейчас живут люди.
Старинные жилые дома в Ржевской Слободе.
Современная Ржевка 2021 год.
Заброшенный дом на Ржевке.
Старинный камин в заброшенном доме. Бывшая Ржевская слобода.
Старинный кирпич 19-го века в заброшенном доме.
Как известно из истории, из деревни Волково в целях безопасности в 1879 году, был перенесён испытательный артиллерийский полигон на Охтинское поле, к Ржевской слободе.
Для артиллеристов это было удобное место, близость охтинских пороховых заводов и малонаселённая, пустынная местность.
Сохранились старинные здания 19-го века по Рябовской дороге(Дорога Жизни).
Здание полковой церкви на Ржевскои артилерийском полигоне. Постройка начала 20-го века. Видна с Дороги Жизни.
На снимке фрагмент карты Ю.Гаша, 1913-й год.
Кружком обведён знак церковь, это та самая полковая церковь.
На карте обозначены станции ириновской железной дороги, это платформа «полигон» (находилась недалеко от полковой церкви). Потом платформа «Военная», находилась недалеко от места, где сейчас стоит бюст В.И. Ленина. И далее Станция Ржевская слобода. Находилась она в 1892-м году примерно там где где сейчас около железнодорожного полотна стоит знак 5/6 км Дорога Жизни.
Далее по дороге Канцелярия Морского полигона, постр. в 1912-14 гг
Сейчас в ней штаб войсковой части. Прекрасно сохранилась. Военные заботливо сохраняют старину!
На территории Ржевской слободы сохранилось много старинных зданий. Одно из них бывшая баня Главного артиллерийского и Морского полигонов. Сейчас здание не используется, заброшено.
Заброшенная баня Главного артиллерийского и Морского полигонов. Дата постройки начало 20-го века. Является объектом культурного наследия регионального значения.
Ещё одно хорошо сохранившееся здание — пожарный сарай с водонапорной башней здание главного артиллерийского и морского полигонов Время возникновения объекта начало 20-го века.
Признан как объект культурного наследия регионального значения. Сейчас здание арендует под склад фирма «Нэнси».
На окраине Ржевской слободы, в живописном месте с В 1873 гдо 1911 года находилась земледельческая колония для малолетних преступников.
Поселковый мост через речку Луппа. За рекой, на высоком берегу располагались постройки колонии.
Это было первое в РОССИИ детское воспитательно-образовательное учреждение «РЖЕВСКАЯ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ для малолетних преступников».
В 1866 г. судам разрешили заменять тюремное заключение для несовершеннолетних преступников исправительным воспитанием в земледельческих и ремесленных приютах.
Право открывать такие заведения получили общества и частные лица. Учредителям выделялись казенные земли, плата за каждого арестанта на пищу и одежду. Среди Учредителей общества были известные и авторитетные люди имперского чиновничества.
В 1911 г в связи с расширением Морского и Главного Артиллерийского полигонов территория колонии попала под проект отчуждения земель.
В 1912 г колонию перевели в имение Извара в Царскосельском уезде.
Сохранилось одно деревянное здание от этой колонии по адресу Поселковая улица, дом 22.
Кстати, улицы Тютчевская и Улица Зарубинская на Ржевке названы в память о первых директорах этой колонии И.А.Тютчеве и П.К.Зарубине.
Движемся дальше в нашем обзоре от станции Ржевская Слобода к Охтинским пороховым заводам.
Если взглянуть на Военно-топографическую карту верстовку 1893-го года и наложить на неё современную карту, то мы увидим, что ириновская узкоколейная железная дорога частично совпадает с современными трамвайными путями в районе Ржевской площади, где кольцо трамвая. Далее узкоколейка идёт по мосту через «горелый ручей», мимо здания хлебозавода
Местами совпадая с нынешней улицей Красина
Перед горелым ручьём узкоколейка разветвлялась.
Правая ветка шла к Охтинским пороховым заводам, а левая шла к станции Нева. Левая ветка точно совпадает с современной трамвайной линией.
Смотрите военно-топографическую карту 1893 года на сайте ЭтоМесто.ру.
В этом месте проходила ветка узкоколейной железной дороги к пороховому заводу.
Правая ветка узкоколейки шла по мосту через ручей Горелый, мимо хлебозавода к Охтинскому пороховому заводу, по территории современного химического завода.
В 20 веке узкую колею заменили широкой. Эта ветка выполняла роль подъездных путей на химический завод.
Чем дальше мы продвигаемся, тем интереснее. Всё больше знаков старины.
Ещё одно интересное место в Ржевской слободе это исторический район «Кабаниха».
В 19 веке была деревня. Располагалась она от улицы Ржевской, вдоль дороги на деревню Медвежий Стан (сейчас это улица Челябинская).
.
Владел землёй здесь артиллерийский офицер немецкого происхождения Павел Канабих.
У русского народа есть привычка — многие иностранные слова произносить на свой лад. Вот и перезвали фамилию Канабих на Кабаних. Так и закрепилось это народное название, стало топонимом.
Сохранились в «Кабанихе» три интересных дома, старинной постройки, один из них дом на Капсюльном шоссе, 24.
Это бывшая мельница. 1850-го года постройки. Проектировал её военный инженер Черник Иван Денисович. Мельница мукомольная, но могла молоть и порох.
Здание 1850-го года постройки.
И строение на Капсюльном шоссе, 21. Это бывшая четырёх вставочная конная паровоздухопроводная мельница Охтинских пороховых заводов. Была построена в 1848-м году по проекту архитектора Черник Д.И.
После 1917 г. Оба здания реконструировали под жилые квартиры. До сих пор здесь живут люди.
Третий дом, это здание Механических и слесарных мастерских Пиротехнической школы (Механический завод Титовых). Год постройки 1911, а с 1927-го года здесь устроили хлебозавод.
Сейчас это предприятие ЗАО Торговый дом «Ржевка Хлеб».
Бывший Механический завод Титовых.
Ильинская Слобода и пороховые заводы на реке Охте.
Ильинская Слобода и пороховые заводы на реке Охте.
И вот мы подвигаемся к конечному пункту нашего обзора Ильинской Слободе и Охтенским пороховым заводам.
Молодому Петербургу нужна была защита. В 1710-м году Петр I повелевает организовать казённые пороховые заводы.
В 1715-м году строятся плотины на реке Охте и реке Луппе и там основываются пороховые заводы.
Специалисты пороховых дел мастера, селитерные мастера переводятся в Петербург из Москвы. На реке Охте строится плотина и пороховые мельницы.
На этом месте с петровских времён находилась пороховая мельница. До наших дней сохранилось здание вододействующей пороховой крутильной — фабрики Охтинского порохового завода,1830-го года постройки.
На снимки видны жернова от этих мельниц. Они уложены у створа плотины.
Мост на Охтинской плотине.
На берегу реки, где в Петровские времена работали первые пороховые мельницы. установлен памятный барельеф.
Надпись на нём «17 июля 1715 года основан Охтинский пороховой завод».
.
На бывшей территории пороховых заводов сохранилось несколько пороховых погребов.
До наших дней сохранились некоторые…
Особенно их много на территории бывшего предприятия «Химволокно».
.
.
Вокруг пороховых предприятий строятся Пороховые слободы, где жили рабочие с семьями.
Работа Пороховщиков была тяжёлая и очень опасная. Постоянно гибли люди от взрывов при изготовлении пороха.
Церкви не было, люди умирали без покаяния и причастия.
В 1716 году поселяне обратились в Главную артиллерийскую канцелярию с прошением построить им хоть небольшую церковь.
В 1722 году у Пороховых слобод была построена и освещена первая деревянная церковь во имя Пророка Илии.
Поселения пороховщиков вокруг Охтинского порохового завода начинают именовать по имени церкви. Закрепляется топоним Ильинская Слобода.
Храм св. Пророка Илии на Пороховых.
Русская Православная Церковь, Санкт-Петербургская митрополия, Санкт-Петербургская епархия.
Адрес: Ильинская слобода, д. 4.
Внутреннее убранство храма. Вид от притвора.
Икона дня на аналое.
Лестница на хора.
Ажурное литьё. Перила лестницы на хора.
Вид с хоров.
Паникадило храма святого Илии пророка.
Росписи на потолке купола.
С годами церковь ветшает и разваливается. И вот, 17 июля 1743-го года освящается новая церковь, которая была построена на месте первого храма. Эти церкви находились не там где сейчас каменный храм, а ближе к берегу реки. Кладбище находилось вокруг церкви, на берегу Охты. Говорят, что остатки первого кладбища можно было видеть до 1930-х годов прошлого века.
Во 2-й половине XVIII века устраивается новое кладбище, оно находилось около пересечении нынешних улиц Коммуны и Красина. При кладбище была построена церковь святого Георгия Победоносца.
В начале XIX века это кладбище перенесли к Рябовской дороге, туда, где сейчас Пороховское кладбище.
Старая Ильинская церковь ветшает и в 1785-м году рядом строится каменный храм.
Этот храм сохранился до наших дней.
Рядом находится место, где стоял храм Святой мученицы Параскевы. В былые времена здесь собиралось до 100000 тысяч человек паломников, люди ехали помолиться со всей России.
В 1936-м году храм был уничтожен.
Сейчас на этом месте установлен поклонный крест с памятной доской.
Вокруг храма находилось старинное кладбище, на котором хоронили ещё в допетровские времена.
Говорят, что ещё в 30-е годы прошлого века можно было увидеть здесь старинные могильные плиты. На задворках Храма святого Илии нам удалось найти несколько фрагментов могильных плит…
У стены Храма св. Илии сохранилось захоронение командующего пороховыми заводами.
Работа пороходелов была очень опасная.
Часто происходили взрывы. В 1803-м году произошёл сильнейший взрыв, который почти уничтожил завод, погибло много рабочих.
В 1806-м году завод был восстановлен. По окончании работ завод посетил император Александр I.
Въезжал он через триумфальные ворота, которые были построены к этому событию.
Ворота сохранились до наших дней.
Триумфальные Александровские ворота
На заводе повторялась взрывы пороха сильнейшие из них в 1858-м и 1864-м годах. Всего их было около 100…
Ранено и погибло за всю историю пороховых заводов очень много людей.
В 1892 году на Пороховском кладбище установили памятник погибшим при взрывах.
Памятник погибшим при взрывах пороха работникам Охтинского порохового завода.
Эпитафия
«Что мятетеся безвременно, о человецы!
Един час и вся преходит».